1 Часть. Коротко: Это было клёво! Нам понравилось от и до!

Часть 0. Дорога туда.

Несмотря на то, что поезд на Киев у нас был вечером, а собираться мы начали с самого утра, на поезд, мы по традиции, опаздывали. Таким образом, до ЖД ехали на такси.
В поезд загружались с тяжёлыми мыслями — всё же ехать на Украину, где как-то не очень спокойно последнее время, хотя северная сторона страны вроде потише будет…
Тем не менее, поезд ехал быстро. Остановку на РБ-шной границе, я пережил сквозь полудрему, зная, что впереди ждёт ещё таможню Украины, где явно разбудят по полной.
Проснулся часов в 7 утра. Понял, что подъезжаем к Киеву, а штампа в паспорте о пересечении границы всё ещё нет ) Оля заметила тоже самое и добавила информацию, что поезд после границы вообще идёт без остановок. Ну значит граница будет в Киеве, порешили мы, и начали пить чай в процессе обсуждая что же будет на штампе. Ибо Горностаевка чёрти где осталась, а штамп со словом Киев, как-то быть не может.

Тем временем поезд прибыл на первый путь, первой платформы, которая была аккуратно огорожена заборчиками. По вагонам пошли таможенники, которые довольно дотошно спрашивали цели визита, задавали дополнительные, вроде лишние, вопросы и вообще были внимательнее, чем обычно. И да, они всё же поставили штампик КИЕВ!

Штамп в паспорте Киев

А за ограждением нас уже встречал единственный и неповторимый Боря, который м… слегка увеличился в размерах с нашей прошлой встречи и оказался не узнанным ) Дальше мы пили кофе, обсуждали всякие разные дела, загружали дополнительный груз в рюкзаки, и получали наставления: «В случае проблем на таможне можно всё выкидывать, главное ботики довезите».

Под «всем» подразумевались ледобуры, ручная пила «Барнаул» и ещё какая-то мелочевка. Далее был аэропорт, упаковка рюкзаков, курение на спец. площадке. Наблюдение за взлётами других самолётов и чтение стихов «на дорожку». Боря он прекрасен. Он затрындел Олю на полдороги туда. Летать мы всё же боимся.

Наш А320 в Киеве

Каким-то чудом нам достались даже очень приличные визэировские места у окошка. Ну как… У Оли было окошко) Слегка попутав временные пояса, напугали тётеньку рядом, что лететь будем 5 часов. На самом деле летели около трех. Садились незадолго до грозы в маленьком аэропорту Кутаиси. Кажется, наш А320 в размеры этой ВПП вписывался «в притирочку». Хотя гугл подсказывает, что длина ВПП аэропорта 2 500 метров, а у А320-го расстояние пробега около 1 500. Ну да ладно.

Аэропорт в Кутаиси называется Копитнари. Здание Аэропорта.

Грузия нас встретила облачностью и душным жарким воздухом надвигающейся грозы. Пока поменяли деньги, пока походили по «складкам местности», пока купили билет на автобус и получили бесплатную симку (ДВЕ бесплатных симки разных операторов), пока то да сё, маршрутка на Кутаиси уже уехала. Мы были первыми, и походу единственными пассажирами следующей.

Пока шли от здания к стоянке автобусов на перерез нам, прямо через газон, побежал жизнерадостный грузин-таксист с криками «Подождите! Постойте! До города по цене автобуса! Экскурсию устрою!» и т.п. Но мы отказались. Билеты были куплены, маршрутка за 5 лари (1 USD ≈ 1,7 GEL) ждала. Посидев 10 минут в пустой газелке, водитель нас пересадил в другую маршрутку, которая «тоже до города». Тоже до города, оказалась проходящей и высадила нас м… где-то в городе.

Заправка по дороге от аэропорта. Возможно, рабочая )

По ОСМу до примерной точки жительства, около 6 км. Мимо проезжали маршрутки, которые теоретически нас могли подвезти, но маршрут их был неясен и написан по-грузински. Латиница вообще встречается в грузи редко, кириллица, почти никогда, а вот их вязь…

Вот по таким фото мы учили грузинский алфавит! )

Таким образом вооружившись OSM-ом и примерной точкой, куда нам, мы пошли. По дороге, по традиции, попали под дождь, навернули лишний круг, примерно в километр, но всё же добрались до хостела, где нас ждали, ещё не известные, но как потом оказалось, такие же замечательные, как и Боря, ребята: Стас и Вика. Люди которые будут сопровождать нас почти весь отпуск, в скитаниях по горам, равнинам, морям и прочим местам Грузии, и даже немножко в Турции.

А дальше был чай на веранде, хинкали на ужин, ночная посиделка с мороженным и грузинским лимонадом, а так же гроза, которая вырубила электричество во всём городе на пару часов. А утром, мы уже выбирались в горы…

Единственное фото с Кутаиси. Колхидский Фонтан.
Единственное фото с Кутаиси. Колхидский фонтан.

Автор проекта фонтана — архитектор Давид Гогичаишвили. Фонтан облицован харагаульским камнем и имеет 30 позолоченных скульптур — увеличенных копий археологических находок — фигурок животных и знаменитых золотых коней царя Ээта. Более того ни одна из фигурок не повторяется. Говорят, это самый дорогой фонтан в Грузии.

Часть 1. Поход.
День 1. Дорога в горы.

Большое путешествие по Грузии и не только. Часть 1 Евгений Ишин, г.Минск, Беларусь

Первый день похода, по традиции начинается с покатушек. Т.е. сбор группы всегда происходит в более-менее крупном городе, в который удобно группе собраться, но который, по странному стечению обстоятельств, находится далеко от гор. Ехать всегда надо на арендуемом автобусе, причём ехать, как правило, долго.

Так и наш второй день в Грузии начался со встречи с водителем арендованной маршрутки, которая поехала сначала в аэропорт (забрать ещё одного члена нашей маленькой, но очень гордой группы) и ещё одну группу туристов, ни то из Литвы, ни то из Латвии (я вечно эти страны путаю).

Немножко о группе. На этот раз, в противовес крымскому походу, группа состояла из 3 (ТРЁХ!) туристов и двух проводников (про них я писал ранее и напишу ещё ни раз). Третьей в нашей группе оказалась девочка Юля из Минска. Ну… про неё я тоже, наверное напишу. Так вот загрузившись в маршрутку и загрузив полную крыши рюкзаков, поехали… назад в Кутаиси! Второй группе необходимо было снять денег и затариться едой. И только в начале первого (кажется) выехали в горы. Ехать в Сванетию можно парой разных маршрутов, но я точно помню, что мы ехали мимо водохранилища, а умный гугл подсказал маршрут мимо его, так, как он нарисован на карте в посте. Трека, ессно, у меня нет, но подозреваю, что ехали как-то примерно так.

Интересна дорога ещё и тем, что для того, что бы попасть в Сванетию надо преодолеть малый кавказский хребет. Т.е. регион находиться в этаком мега-ущелье между двумя горными массивами. Т.е. покатушка на, примерно 200 км. На самом деле растягивается часа на 4, а то и 5 с учётом остановок. Разумеется, на правах первых загрузившихся в маршрутку (мы же выезжали ещё с города) и, согласовав с ребятами-проводниками, мы захватили места рядом с водителем. С лучшим обзором!

По дороге встречались коровы и свиньи. В прямом смысле этого слова. Кстати корову можно делать национальным животным Грузии. Они ВЕЗДЕ! Правда везде. Вся страна, представляет аккуратно выстриженный (а точнее выеденный) английский газон. Ну та, часть страны, где есть трава. Кроме того коровы ходят где хотят, стоят где хотят и спят где хотят. Пастухов нет, как класса. Эти животинки сами знают, где их дом и куда пилить, что бы подоили и покормили. Если у нас есть загоны для коров, то там есть загоны ОТ коров — растят траву на сено. Если на дороге оказывается корова, то гудеть, бабикать и кричать бесполезно. Водители их неспешно объезжают с полностью дзенским пониманием всего происходящего.

А дорога тем временем потихоньку поднимается в горы. Водитель внимательно следит за реакцией пассажиров, и при малейшем желании остановиться на обзор окрестностей — останавливается (что радует, такого сервиса я не припомню больше нигде). Первой значимой остановкой было большое водохранилище Джвари. Они огромное! Мы ехали вдоль его минут двадцать, если не больше. Причём, вода в нём нежно голубая, как на меловых карьерах под Красносельском.

Далее мы всё ближе и ближе подбирались к Сванетии. В отрогах стали встречаться туннели

Сама дорога продолжала виться вдоль реки Ингури, мы совершили ещё некоторое количество остановок для обзора реки с подходящих площадок. А уже после похода, мы побываем у её истоков под самым Ушбинским ледником, но про это будет потом ))).

И разумеется мы остановились пообедать в одной из придорожных закусочных. Закусочная отличалась тем, что за её стенами был небольшой водопадик, который мы первым делом и облазили с Олей вдоль и поперёк. А потом уже поели. От себя добавлю, если вы взяли «суп с мясом», можно больше ничего не брать. Мяса там будет, грамм 150 не меньше. Причём ни какой-то бездушной курицы, а отличной баранины, или говядины.

После обеда тянуло в сон, погода портилась и серела, а Местия, конечный пункт, нашего первого дня, была ещё «где-то там». И, тем не менее, переезд всегда завершается. Доехали. Быстро-быстро закупились в городе 9 свежайшими лавашами (на весь поход вперёд), забежали в инфо-центр за недостающими картами и погрузились в изрядно опустевшую маршрутку, ехать до лагеря. Немного о инфо-центрах: Эти замечательные заведения есть в любых более-менее туристических местах. Искать стоит большую синюю буку i. Внутри вам на русском, английском или грузинском ответят на большинство вопросов и можно добыть БЕСПЛАТНЫЕ карты. В горах, это БЕСПЛАТНЫЕ карты маршрутов в масштабе 500 МЕТРОВ! Притом очень хорошие карты. Кроме того есть карты всех регионов в масштабе около 2 км (наизусть не помню, а карты под рукой сейчас нет). Единственная беда, в том, что карты могут закончится. Причём закончится они могут двумя способами: Кончились на русском/английском языке (смело берите на грузинском, с топонимами разберетесь, а карта, она и на грузинском карта) и закончились совсем. Тогда делать нечего — завоз карт в инфоцентры как получится. Тем временем медленно накрапывающий дождик постепенно превратился в плотный такой дождь, так что пришлось сразу ставить палатки (буквально на огородах) и отсиживаться внутри. Хотя, часам к девяти вечера распогодилось. Приготовили ужин. Поели и улеглись спать.

Утро нас встретило солнцем и отличным видом на Местию, но про это уже в следующий раз )

День 2. Радиалка на ледник Чалаад.

Утро было солнечным и радостным. Сходили чуть ниже к полянке за нарзаном. Неспешно, часам к 11, приготовили завтрак.

На этот день была запланирована радиалка к леднику Чалаад. С моей точки зрения, очень правильное для походов расписание. Позволяет оценить группу, понять как она будет вести себя на тропе, дороге в лесу, на камнях и пр., пр., пр. с первого дня и, пока, без нагрузки в виде рюкзаков.

Маршрут в одну сторону около 7–8 км.

Основная часть пути по дороге, а после моста через реку, по очень хорошо протоптанной тропе. Набор высоты не большой (порядка 200 метров) и очень-очень пологий, без резких перепадов и прочих неприятностей.

Так вот, неспешно собрав маленькие рюкзаки с водой и обедом, мы покинули лагерь в полном составе. Несмотря на то, что лагерь стоял, практически на обочине Местии, в Грузии всё равно можно оставлять палатки и прочее снаряжении без присмотра. Лишь бы его коровы не съели 🙂

Погода была чудесная, солнышко грело плечи, а регулярная облачность не позволяла этим самым плечам сгореть напрочь.

Дорога вилась вдоль реки Местиачала (кстати множество названий рек и городов в будущем совпадали, различаясь лишь постфиксом -чала)

И, практически с первого поворота, начал открываться вид на ледник, который является одним из рукавов питающих Местиачалу

Вон он там на горизонте, серенький такой…

Если подойти к реке виды открываются совсем замечательные:

Справа, на горизонте, вершина Далалакхвара (3 430 м), если верить туристической карте

А потом, выходя из леса, открывается вид на плато с Ледником

Совсем близко это выглядит как-то так:

Это не самый красивый ледник, который мы видели в Грузии, но самый первый 🙂 На фото видно место, откуда начинаются реки. В левой части. А всё серенькое, что выше реки, это лёд. Засыпанный пылью буквально на пару-тройку миллиметров. Холодный и скользкий. Рядом с ледником дует с гор холодный ветер и дышится, на редкость, хорошо. Разумеется мы с Олей на ледник полезли. Разумеется залезли мы совсем не далеко. И на удивление, мы с него ни разу не упали 🙂

Было клёво 🙂
По дороге назад, я снова пробрался к реке и сделал кадр в противоположную сторону — вниз по течению. Где-то там за поворотом, Местия

Потихоньку с гор стали спускаться облака, которые, к нашему обеду, превратились в небольшой дождик, а уже к нашему возвращению в плотный ливень с небольшим градом. Ливень приходил волнами, между которыми в облака пробивалось солнце делая пейзаж совсем не реальным. Снимать я даже не пытался, настолько всё было переменчиво и красиво.

Промокшие, но довольные мы добирались до лагеря со скоростью «кто, как может». Юля убежала вперёд, без куртки, её явно хотелось поскорее добраться куда-нибуть в более сухое место. Мы, более опытные и закутанные в мембранки, то отрывались вперёд от ребят-проводников, то останавливались полюбоваться окружающим миром и ребята нас догоняли. В итоге, уже на подходе к лагерю, ребята нас обогнали — мы пошли на мост, смотреть на панораму Местии. Я даже снял панорамное фото, но погода была не очень удачная, и выкладывать его я не буду.

В лагерь мы пришли, минут на 10 позже ребят, с полной уверенностью, что все уже на месте, но Юли в лагере не оказалось. Так… Девочку, одну в Грузии надо срочно искать. Оставив в лагере Стаса с Олей, мы с Викой отправились назад. И «нашли» Юлю уже на подходе к лагерю. По дороге я спрогнозировал, что она, скорее всего зашла в кафе по дороге, принять на грудь грамм 400 горячего чая, а потом свернула в поворот до лагеря. И оказался прав на 100%.

К моменту возвращения в лагерь дождь кончился совсем, небо прояснилось, а Стас уже развёл костёр и колдовал с ужином. Вообще Стас обеспечивал питание, нашей маленькой группы на протяжении всего похода, за что ему хочется выразить огромную благодарность ещё раз, и думаю, ещё не раз, на протяжении следующих постов.

Поужинали. Выпили чая. Ещё выпили чая. Ещё выпили чая… И, наконец, отправились спать. Завтра нас ждал уже полноценный походный день.

День 3. Походный день.

Третий день похода, наконец, был полноценным походным днём. Солнышко встало из-за гор и подняло лагерь в районе 8 утра. Лагерь, нехотя повылазил из нагретых солнцем палаток. Одна из вещей, за которую я люблю походы, это вид «из окна». Открываешь утром глаза, открываешь платку, а там Прекрасный вид на Ушбу.

Или, если не повезло, дождь, серость, туман и прочий походный адъ 🙂 Сегодня была Ушба и солнце. Группа сушила сырые (а у некоторых и откровенно мокрые) вещи на заборе и завтракала.

Часам к 10 выдвинулись. По маршруту, мы должны были сделать крюк — зайти назад в Местию и уже оттуда начинать подъём на небольшой перевал, но ребята шли тут уже не первый раз и знали секретную тропу по полям, которой на карте нет, но на местности есть. Благодаря ей мы срезали пару лишних километров. По маршруту был заброшенный альплагерь. Когда-то тут была гостиница, столовая, некая обзорная башня и прочие объекты инфраструктуры. А сегодня остались бетонные коробки, заграждения из пакетов с щебнем и вид на Местию.

А вот и фото нашей маленькой группы, почти в полном составе ) Т.е. без нас: я снимаю, а Оля продолжает исследовать руины.

Буквально отсюда же открывался замечательный вид на ущелье, по которому мы ходили вчера. Да-да и на этом фото есть прекрасная Ушба.

А впереди нас ждал довольно суровой набор высоты На графике, видно, как мы за какие-то 500 м. Набираем 100 вверх. Подъём был хорош тем, что он шёл по кустам (в тени) и обилием корней под ногами, но плох своим градусом. Как писала уже одна из участниц этого трека — был настоящий «корешковый альпинизм». Не могу не согласиться со столь точным определением. Снимать там было тяжело и не удобно, но одно фото у меня есть:

Оно скорее для отображения как это там, чем для художественного любования. Постепенно выбрались на луга:

А потом встретилась первая на нашем пути заграда от коров. Но это заграда, что б животинки далеко не уходили, а не что-бы они не объели что лишнего. ) Да-бы не дёргать ворота, рядом есть замечательная лесенка, по которой и следует форсировать подобные заборы.

А к обеду мы вышли на перевал. Чудесную обзорную площадку с видом на долину деревень, которую мы будем пересекать весь оставшийся ходовой день.

Вид открывался замечательный. Солнышко грело, но не жгло. Обед расслабил, а время позволяло поваляться тут с час, наслаждаясь окрестностями и воздухом перевала. Я откопал в фото-сумке Гелиос и пополз снимать цветочки.

Не зря же я с собой тянул лишние 250 грамм. На самом деле Гелиос намного больше меня радовал при съёмке ночного неба, но это будет уже потом… Обед кончился и мы спустились в долину, стараясь подальше обходить деревни.

Ребята уже были научены предыдущими походами и рассказывали, что Грузинское гостеприимство, это не просто слова. Вероятность много пить стремится к ∞ и сёла стоит обходить подальше. Рассказали даже историю, про знакомого альпиниста, который шел на Тетнульд, но не дошёл. Две недели «ждал погоду» с погранцами и чачей. Так что все, возможные сёла мы шли в обход. Кроме крайнего в долине — там мост через реку. Но и его миновали успешно. Местные, почти все, были на сенокосе, в поле, что позволило нам проскочить незамеченными, и даже смотаться назад со Стасом в ближайший дом за водой (после вчерашнего и ночного ливня, в реке вода была мутная-мутная) и сыром. Обошлось без лишних возлияний, хоть и предлагали, но не настаивали.

А на ночь мы стали в очередном поле-огороде за рекой с видом на гору с крестом 🙂

Это уже утренее фото.

На фото хорошо видна заграда ОТ коров. Внутри этих полей растят траву на зиму. А свет на горе ночью просвечивается красным и смотрится м…. угрожающе 🙂 Тем временем мы со Стасом плотно заготавливали дрова при помощи ручной пилы Барнаул и какой-то матери. Честно признаюсь — пилу я в этот день держал в руках, чуть-ли не последний раз за поход. Как-то так вышло… Хотя за дровами ходил, вроде, регулярно…

Ужин был прекрасен. К стандартному рациона добавилось две головы (примерно по кг. каждая) замечательно домашнего Сулугуни. По 10 лари за голову. Причём одну мы умяли, буквально за этот же вечер. Что я могу сказать — фигня весь тот сулугуни, что продается у нас в магазинах. Сравнивать примерно тоже, что сравнивать шашлык и сосиски. Такого вкусного сыра, я больше нигде не ел. А вечером, уже после второго-третьего чая, нас, по традиции, разогнал по палаткам ливень с грозой. Всё же ночной дождь, это хорошо. Под него и засыпается хорошо и идти никуда не надо…

День 4. Походно-санитарный день.

Утро четвёртого дня началось с солнышка, птички прыгающей прямо по палатке и её сообщений, что пора вставать. Т.е. проснулся буквально под пение птиц. День обещал быть погожим, а сборы, оказались довольно быстрыми. Благо вчерашний дождь начался не быстро, по палаткам все разбежались сухими а солнышко палатки успело просушить пока завтракали и собирались. Уже перед выходом со стоянки, внезапно увидели, что полголовы сыра, которую мы не доели на завтрак и забыли у кострища, нагло утаскиваются коровой вместе с пакетом. При помощи трекинговой палки, какой-то матери и Стаса, сыр был отбит и запрятан в рюкзак. Правда пакетик у нас всё же отжали.

Путь сегодня лежал через ещё пару деревень, которые мы прошли транзитом. Хотя. В первой зашли в магазин за лимонадом… Какой это был магазин… Я даже про него написать ничего толком не могу… Он был фееричен от вывески и до продавщицы. Т.е. от надписи «beer» краской по фанерке и до тётки, которая не говорила ни на одном языке, кроме родного грузинского, но умела показывать цифры на калькуляторе.

Сделали в теньке привал на распитие холодненького лимонада, сходили налегке во двор местной школы. Ребята рассказывали про бюст сталину. Но там оказался бюст кому-то другому. Тоже с усами, но годы жизни совсем не совпадали, а читать грузинские буквы, мы к тому моменту ещё не доучились… И отправились дальше. Пересекли по мосту реку. Прошли бесконечные пару километров по дороге без единого тенька. В крайней, в этот день, деревне набрали водички и вышли, на взлётную тропу из этой долины. Вот такой вид открывался на пройденную за прошедшие два дня долину:

Постепенно набирая высоту вид становился всё лучше и лучше:

Маршрут этого дня у меня про карте проложен весьма условно. Направление и точка стоянки верное (точки стоянки я сохранял), а вот в реальности ли мы как-то не всегда по тропе. В основном старались срезать по полям — опушкам. Слава погоде во время основной части набора высоты, облачка нам помогли, и мы, почти не вспотев, вышли к месту стоянки. Притом к месту стоянки мы вышли, буквально к обеду. По этому поводу была объявлена санитарно-помывочная полудёнвка.

Разбили лагерь. Набрали полные бутылки воды, которую выложили на солнышко (в идеале на что-нибуть тёмное). За пару часов под солнышком на высоте около 2К вода прогревается до состояния очень тёплой. Мыться её можно не только без промерзания, но даже с удовольствием. На одного меня хватило примерно 2 литра воды. Омыть всего себя и помыть голову.

Пока вода прогревалась добывали дрова. В процессе была обнаружена поляна с черникой. Оля отправилась туда с 0,7-литровой кружкой и насобирала её более половины. Черника в итоге отправилась в чай )

Стас готовит ужин под лучами солнца
А эта пара ботинок, прилетела с нами из самого Киева 🙂

Тем временем потихоньку стало вечереть.

Ветер разогнал облака и нас накрыло прекрасным звёздным небом. Да, в Крыму на НГ небо было более звёздное и звенящее, но тут было тепло и ночь обещала быть без дождя. Чая в тот вечер было выпито немерянно. Кажеться три или, даже четыре котла на нашу скромную группу. Три фотографа из группы в 5 человек 🙂 отправилось на небольшой холмик снимать звёзды. У меня фото в тот вечер не вышло, но во всяком случае я понял и продумал, как это стоит делать. Потихоньку, к полуночи, чистые и довлоьные расползлись спать.

Это был хороший день.

День 5. Полноценно походный день.

Пятый день оказался полноценно походным. За день мы около 13 км «по-плоскости». Но обо всём по порядку. Утро было солнечным и радостным без малейшего намёка на дождь и облачность, что несомненно радовало и настраивало на оптимизм. Наконец собрались и вышли все посуху. Тем более помывшись вчера вечером и отоспавшись более чем на 2 000 над уровнем моря. Практически сразу встретив «маркер», что на Адиши — туда.

Стоит сказать, что маркеров на нашем маршруте встречалось не так уж и много. Хотя все тропы были читаемы. А те, маркеры, которые встречались, были совсем не к месту. Идёшь ты по явно читаемой тропе, по которой ни одного поворота в зоне видимости, и тут опа, маркер на камне! Пришёл к развилке, а маркеров, куда повернуть нет. Причём нет их не только на развилке, но и в зоне видимости. Хорошо промаркированную тропу мы наблюдали только, когда ходили к базовому лагерю на ледник Ушбы, но про это уже потом-потом расскажу. Это отдельное приключение 🙂 А маркер, типа того, что на фото сверху, вообще один за всю дорогу.

Как показали дальнейшие события, связанно это с тем, что по этой тропе ходят иностранные туристы. Группа которых, нас и обогнала минут через 30 после выхода. Ходят они налегке от селения до селения. Мы стояли на обочине тропы в своих майках с четырехдневными разводами пота, с недельной небритостью и полными рюкзаками килограмм на 15–20 у каждого. И наблюдали процессию жизнерадостных европейцев с лёгкими штурмовыми рюкзачками и в одежде-обуви один комплект которой стоил больше чем наша вся снаряга вместе взятая, но были абсолютно счастливы. Особенно отвечая на их вопросы, что мы, таки, реально ночевали в палатках и пятый день в пути ) Европейцы восхищались и шли дальше. В итоге, мы их потом на перевале догнали, а некоторых ещё и обогнали ) Хотя на перевали был привал минут так на 30…

Вид с перевала на пройденную долину. В облаках скрыты «рога» Ушбы
А это вид в другую сторону, но мы туда не пойдём 🙂

Ну и небольшая панорамка с перевала в третью сторону. Ну как небольшая. Фотографий из 20 я её клеил )

Не сказал-бы, что это моя лучшая панорама, но каков вид! По перевалу строят дорогу на Тетнульд. В следующем году, там планирую открывать лыжный курорт. Т.е., небольшую часть пути мы прошли по дороге под самым, что ни на есть, палящим солнцем. Оттуда и моё фото в ВК на аватаре, я, его пожалуй и тут продублирую:

Мне, лично, это фото очень нравится. Особенно, когда в квартире +14° 🙂

Так вот. В том, месте, где мы сходили с дороге за гребень, есть небольшой, метров на пять, холм из земли. Оттуда и делалась показанная панорама. Сидеть на нём сплошное удовольствие. Он достаточно обрывист в сторону ущелья, что бы чувствовать себя высоко, но достаточно широк, что бы не боясь на нём сидеть. Мы с Oлей проторчали на нём добрых минут двадцать, что составляло большую часть привала. Виды просто фантастические…

А дальше был довольно нудный, и неспешный спуск по полям — лугам.

Замыкающий, всегда имеет много фотографий поп группы

Ну и ещё чуть-чуть цветочков на фоне гор:

Обеденный привал мы сделали у реки. Там был хоть какой-то намёк на тенёк. И тут же оказались облепеленны целой стаей бабочек. Реально их было много-много. Они садились на рюкзаки, на ботинки, на плечи, на руки… Взлетали и кружили над нами.

Покушав и поразмыслив, что тенёк, тут какой-то уж больно призрачный отправились искать более внятной тени дальше по маршруту. Когда нашли провели там час, а то и полтора спасаясь от полуденной жары. Кто-то читал, кто-то тупил. Я показывал Стасу особенности OSMAnd и читал локальную Википедию оттуда, про пройденные и предстоящие места. Но до стоянки было ещё идти и идти. Собравшись с силами покинули пролесок и снова вышли на поля:

Вы даже не представляете, сколько у меня фотографий поп )

Постепенно начала появляться селение Адиши.

Селение даже не насено на OSMовские карты. Это небольшая деревенька на 3–4 семьи или на 50–60 человек. Проходя мы закупились очередной порцией сулугуни. Которую тут уже продавали дороже и на вес, а не по головам. Всё-же туристический маршрут.

Не все здания жилые.

Но какие там виды. Вот до той башни, что на фото, мы пытались пробраться через поле чертополоха. Поле было бесконечное, а мы были в тонких летних штониках. Уже не подходе, когда до башни осталось не более 5–10 метров, мы сдались и пошли назад. А дальше был бесконечный перегон вдоль реки Адишичала.

Река широкая и холодная, но деваться некуда, завтра, нам предстоит её форсировать вброд. И если справа был вид на реку, то слева разворачивалась панорама с видом на Тенульд.

В конце-концов мы добрались до острова, где будет стоять наш лагерь, но на остров стоило ещё попасть. И попасть туда можно, только как-то так:

Мостов не предусмотрено 🙂 Но какой это остров… Описывать, в очередной раз, смысла нет. Там стоит быть. Немного картинок я покажу. С западной оконечности острова открывается сногсшибательный вид на ледник, Тетнульд и Безенгийскую стену.

Облака разнесло ветром и Тетнульд показался во всей красе.

А потом солнце стало садиться и раскрашивать облака в розовый.

А ночью, я вышел на западную часть острова. Вышел из леска, где был лагерь. Вышел в темноту и замер в испуге — на меня обрушился ледник и звёзды. Ветер гнал холодное дыхание с гор, а звёзды… Их было много. Был отчётливо виден млечный путь. Это было бесконечно красиво и страшно. Один. В темноте. Такой маленький, перед этой громадой и бесконечным космосом.

Прошлым летом, самым ярким впечатлением от похода, был снежник, в этом — ночной вид в бездну. Я пытался, что-то сделать с фото, но вышло фигово.

Это очень отдаленное представление о том, как оно было в реальности. В реальности было потрясающе!

Отзыв в блоге автора abadonne.livejournal.com