Даже не знаю, с чего начать. Прошло уже 3 недели, как я вернулся из Грузии. Обычно рутина захватывает так быстро и так сильно, что уже через неделю все впечатления сглаживаются и воспоминания отходят куда-то на второй план. Обычно да, но в этот раз нет. Я по-прежнему улыбаюсь, вспоминая недавно пережитые ощущения.

Грузия, Сванетия и не только Michael Skegin, Израиль

Сначала немного о себе. У меня есть страсть к путешествиям. Этому увлечению уже несколько десятков лет. Я успел побывать во многих уголках мира: Германии, Австрии, Швейцарии, Италии, Словении, Хорватии, Чехии, Польше, Испании, Франции, Иордании, Египте, Турции, Таиланде, Сингапуре, Китае, всегда путешествуя самостоятельно и тщательно планируя свои путешествия.

Вот и этот раз, будучи в Париже, мне пришла в голову идея предложить каждому из членов моей семьи совершить совместное путешествие в то место, которое он сам выберет. Моя старшая дочь выбрала Амстердам, жена еще не определилась с выбором, а младшая захотела поехать в Грузию. Этим 3-единным туром я решил отпраздновать своё 50-тилетие. Таким образом на моей карте появилась Грузия.

Ок — выбор сделан, теперь в интернет — он, как всегда, поможет. Я хотел выбрать тип путешествия, таким образом, чтобы он максимально подходил моему спутнику, а мне всё подходит, лишь бы была хорошая компания. Моя дочь (ошибка природы — мальчишка в юбке) сказала, что её не интересуют большие города, музеи, памятники архитектуры и исторические места. Она видела фотографии и волшебные, чарующие своей красотой виды привлекли её внимание. Значит нам в горы, подумал я.

Пошарив немного в интернете я понял, что наш путь лежит в Сванетию (говорят, что это самая красивая часть Грузии). И вообще всё очень просто — приезжаешь в Местию (столица) и там на месте берешь однодневные или двухдневные туры — пешие или конные. Кроме того есть национальный парк Боржоми-Харагаули и пещерные города Вардзия и Ванис-Квабеби (все эти места внесены в книгу мирового наследия Unesco) — вот в принципе маршрут и нарисовался. Здорово и совсем недорого.

Затем я набрел на сайт HikeUP и прочитал про девятидневный поход по Сванетии. Это ей понравится, подумал я и стал искать дальше и копать глубже. Нашел еще несколько аналогичных сайтов, которые предлагали приблизительно тот же маршрут. В других сайтах предлагались более комфортные условия — ночевки в частном секторе и т.д. Обсудив с дочкой варианты, выбор был сделан в пользу HikeUP. Во-первых, он был первым из многих, во-вторых, мы решили, чем хуже — тем лучше (если единение с природой, то полное) и, в-третьих, цена их услуг выглядела достаточно аттрактивной. Прочитав еще немного материалов, мы поняли, что 9 дней электричество будет нам не доступно, а стало быть, можно, впервые в жизни, отправиться путешествовать, не взяв собой мобильный телефон, компьютер или iPad.

Фантастика, мечта, как в старые добрые времена моей юности. Я сразу вспомнил свои студенческие годы. Но. Всегда бывает это но. Мне без малого 50, может это для молодых, а мне это будет физически тяжело. А вдруг горная болезнь (у моей жены это однажды приключилось в Китае, и дело дошло до госпитализации, была та ещё история). Поразмыслив, я решил, что я ещё достаточно молод и силен, да и перед дочкой неудобно. Всё решение принято — идем в поход (первый в моей жизни).

Итак, выработан финальный вариант поездки. Прилет в Тбилиси, сразу переезд в Боржоми. 2 полных дня в национальном парке (кстати, он достоин отдельного посещения и отдельного рассказа), один день на пещерные города и рано утром в Кутаиси на встречу с группой для похода по Сванетии. Через 9 дней — на день в Тбилиси и домой. Итого на всё 2 недели.

Интернет, билеты, заявка на поход и подготовка. С подготовкой были проблемы. Сайт HikeUP не отвечал, указанные телефоны молчали, что вызывало у меня немалое беспокойство. Но все-таки перед самым отъездом были получены очень приблизительные, на мой взгляд, инструкции и SMS-номера телефонов инструкторов (что очень важно для людей, которые решили ехать без мобильных телефонов и у которых есть еще и другие планы до похода). Но всё хорошо, что хорошо кончается.

По приезду в Грузию мы посетили все запланированные нами места. Познакомились с замечательными грузинами, которые услышав, что нам нравится Грузия, помогали нам во всем, предлагали свои услуги и услуги их друзей.

Как я уже говорил, национальный парк Боржоми-Харагаули это что-то. Там тоже можно устраивать походы (рекомендую взять на заметку руководителям HikeUP). Есть тропы на 2 дня, есть на 4 дня — никакой цивилизации, красотища — аж жуть. По маршруту имеются домики (хижины, в которых можно переночевать). Возле одной такой хижины при нас собралось человек 7-8, молодёжь из разных стран, которые не говорили по-русски, но хорошо владели английским. Но мы были на лошадях и поэтому решили возвращаться вниз в Боржоми. Как всегда не обошлось без приключений.

Первое, это посещение по просьбе местного гида Шако домика пастухов (зашли на 5 минут выпить стаканчик вина). Отказаться от такой экзотики мы не смогли и зашли. Пять минут плавно перетекли в несколько часов, за которые было выпито 2 литра вина и литр чачи. Каждая рюмка, начиная со второй, провозглашалась последней, после которой шла действительно последняя и т.д. В процессе знакомства моя дочь получила весьма заманчивое предложение выйти замуж за одного из пастухов, ибо он был не женат, по возрасту подходил идеально (43 его на 22 её) и полное отсутствие общего языка легко восполнялось обворожительной улыбкой беззубого рта.

Второе приключение было в том, что вместо двух дней наш проводник решил пройти весь маршрут за один. В результате этого (а может и не этого) моя лошадь упала на обратном пути вниз, и остаток пути я тащил её почти так, как она тащила меня вверх. В результате мы возвращались в кромешной тьме, пытаясь не шуметь, чтобы не привлекать к себе внимание диких зверей, на следы которых днём так часто обращал внимание наш проводник.

Пещерные города нам понравились намного меньше. Толпы туристов, очереди, лестницы, цивилизация. Самое лучшее в этот день это пикник устроенный нами недалеко от дороги на берегу Куры. Наутро нужно было выезжать рано, чтобы в 8 часов утра быть в Кутаиси (что впоследствии оказалось совершенно не обязательно, ибо из Кутаиси мы выехали в 10 или чуть позже). Рано утром под дверью нашей комнаты я обнаружил подарки от новых грузинских знакомых — двух литровая бутылка вина, 2,5 литра чачи, литровая стеклянная банка, полюбившегося мне, соуса ткемали и такая же банка местного блюда — джонжоли (вот какие они гостеприимные добрые люди).

Ну как видно из выше описанного к походу мы были явно готовы. К этому следует еще добавить, что не получив точных инструкций, и обратившись к собственному опыту предыдущих походов (а он полностью отсутствовал), мы взяли с собой в дорогу массу очень важных и совершенно необходимых (на наш взгляд) вещей. Например, бритвенные принадлежности (полный набор), стеклянный флакон средства от комаров, стеклянный флакон дезодоранта без которого в нашей стране люди обойтись не могут, лекарства от всех мыслимых и немыслимых болезней (включая грудную жабу и родовую горячку), массу одежды, которая нам понадобится до похода и после похода, орехи, шоколад, сухофрукты (на всякий случай), упаковку влажных салфеток швейцарский перочинный нож, кусачки для ногтей, фонарик и массу других не менее необходимых в походе вещей. Добавив ко всему этому грузинские подарки, я понял, что поход с таким рюкзаком обещает быть очень интересным.

В 8:30 утра к лавочке в парке подошла девушка, представилась Викой и попросила следовать за ней. Поход начался. Мы познакомились со всей группой. Кроме нас, двоих израильтян, группа состояла из одной девочки из России и двоих инструкторов из Украины. Первым делом Вика вручила каждому из нас пакеты с едой по 7 дополнительных килограмм. От этого на душе стало еще легче, чего не скажешь о спине и ногах. Ехали в Местию часов 5 по дороге останавливаясь, поесть хачапури и попить минеральную воду — Нарзан прямо из земли. Расстояние не большое, но ехать долго из-за коров, которые постоянно лежат на дороге и водитель должен объезжать их как в слаломе.

Дорога от маршрутки к первому лагерю оказалась короткой — несколько сот метров и это придало мне чуть оптимизма, не все так плохо подумал я, глядя на горы, глядя на небо, глядя на кошки и собирая землянику прямо на месте нашего лагеря. Вечер. Первый костер, панорама вдруг полностью открывшейся горы Ушба. Стас, второй инструктор, оказался еще и поваром, притом очень не плохим. Я поделился с Викой сведениями о полученных и привезенных с собой грузинских подарках, и она скомандовала: «Неучтёнку к костру!». Мы ели рис с ткемали, тушенку с джонжоли, а вино и чача способствовали спаиванию нашего маленького интернационального коллектива.

Следующий день была радиалка (то бишь, поход налегке) к леднику. Красота, погода чудесная — тепло, но не жарко. По дороге в лесу я нашел грибы (я их везде нахожу, я их чувствую как Шариков кошек). Пришлось собирать. Ледник был очень красив, особенно заглянув внутрь маленькой пещерки (внизу камни, небольшая пустота, затем лед и снег) поражаешься отражению и преломлению солнечного света.

Ужин был опять шикарный гречка с грибами, с грузинскими делами, с израильскими вкусностями: сушеные кокосы, ананасы, горький шоколад. А завтра в путь. Первый переход, первый подъем, первый перевал.

Всю ночь шел дождь. Утром вставать было не охота, да и солнца пришлось ждать, чтоб палатку высушить — и так рюкзак тяжелый, а мокрое еще тяжелее. В 11 часов мы выдвинулись в поход. Рюкзак хоть и полегчал, но все равно весил приблизительно 25 кг. Первый отрезок пути ровный (назад в деревню) длиной в 6 км. Кое-как прошли.

Затем начался подъём. Заметно устав, но еще не растеряв жизнеутверждающего оптимизма я спросил у Стаса прошли ли мы 3-4 км? Он сверился с GPS и сказал: 1 200 м. Мой энтузиазм резко пошел вниз, ибо подъём только начинался. Но делать было нечего, не возвращаться же назад, в самом деле. Тут подъехала машина и из неё вышел парень с рюкзаком похожим на наши. Оказалось парень из Днепропетровска, зовут Саша идет пилить пилу. Какую пилу, зачем её пилить, да бог с ним пусть пилит. Саша попилил, а мы продолжили наш путь. Идти было тяжело, но можно было идти — проблема в том, что мы шли по лесу всё время вверх и где конец этого верха совершенно не видно.

Но тут вдруг подъём встал на дыбы так, что предыдущий подъем показался равниной.

Вот это то, чего ты искал, то чего тебе не хватало, сказал мне внутренний голос… Сердце забилось чаще, дыхание стало прерывистым или просто мне так показалось. И вдруг, о чудо, подъём резко закончился и через несколько метров я увидел дочку, Сашу и Стаса уже на привале. Я сбросил рюкзак, завалился на бок и ушел в мир своих мыслей, а точнее просто вырубился. Но, как ни странно, пришел в себя я неожиданно быстро. Может обед помог, а может философская беседа, в которую я вступил с Сашей и после часового привала мы опять двинулись в путь. Прошло приблизительно полчаса, и мы вышли на поляну, при виде которой я забыл о том, как я жалел себя всего лишь полчаса назад. Все стали фотографировать панорамные виды: деревни в долине внизу, коров мирно пасущихся на поляне полной цветов, снежные вершины уходящие вверх. WOW!

Грузия, Сванетия и не только Michael Skegin, Израиль

Забегая вперед, я скажу, что никакая фотография не может передать той красоты и нереальной реальности, которая вдруг открылась перед нами. Таки стоило подниматься, ладно потерплю. На этой поляне мы расстались с Сашей, и он попилил в сторону снежных вершин, а мы стали спускаться в сторону деревни Жабеши.

Пока мы проходили через деревню все с нами здоровались и интересовались, откуда мы. Вика отвечала, что из Украины, и они радостно кивали нам в след. Став лагерем за деревней нас с дочкой послали назад в деревню за дровами, ибо дров поблизости не было.

На окраине села мужичек рубил дрова. Он с удовольствием нарубил нам свежих, сухих, сосновых дров. Я попросил купить у него сыр сулугуни, который на тот момент еще никогда не пробовал, но читал, что там его делают повсеместно. Сван принес нам целую головку где-то 1,5 кг, которую мы съели целиком в тот же день за ужином. Потом мы еще неоднократно ели сулугуни, но этот был самый лучший. Следующий день был относительно легкий. Мы прошли через какую-то деревню и двигались вдоль реки, которую назавтра должны были перейти вброд. По дороге я предпринял первую попытку потеряться, решив сократить дорогу, пройдя через лес. Но моя попытка не удалась. Стас сбросил рюкзак и как следопыт пошел по тропе, где я свернул с дороги. Он вскоре меня догнал и вернул на путь истинный.

Мы стали лагерем в лесу на островке, пройдя по камням через узкий участок реки (широкий — на противоположную сторону, должны были перейти завтра вброд). Народ пошел на ледник, а решил вернуться в деревню, которую мы прошли, чтобы забрать оставленную утром на зарядку батарейку. Это была официальная версия. На самом деле мы с дочкой решили сделать всем сюрприз. Это была пятница, и мы решили показать нашим новым друзьям, а к тому времени они уже таковыми и были, как вечером в пятницу израильтяне встречают шабат (субботу).

Получив все инструкции, назначив контрольное время возвращения, натянув на дерево возле реки защитный чехол от рюкзака, оранжевого цвета, чтобы видеть место, где переходить реку я пошел в деревню. 6 километров в одну сторону налегке — класс. Природа просто рай. Я ни куда не торопился, наслаждался тишиной, журчанием реки внизу, волшебными видами, просто так полежал на траве, греясь на солнце и вспоминая детский мультик про черепаху, которая просто лежала и пела песенку. Побыв немного черепахой, я добрался до деревни. Нашел дом, где проходя утром, мы оставили батарейку, и постучал в двери. Очень приветливая женщина пригласила меня в дом, показала как они живут, само собой, угостила каким-то кисломолочным продуктом собственного производства, налила стакан вина, ну а как без этого. В общем, день удался. Я купил у неё все, что нужно для встречи шабата. Двух литровую бутылку вина, сулугуни, буханку хлеба (всё, включая хлеб, собственного производства, просто натуральное хозяйство) и две свечи. Взглянув на часы, я двинулся в обратный путь. Опять

природа, тишина, черепаха, лежащая на солнце, но близок закат и приближается время возвращения. Минут за 10 до наступления назначенного времени я подхожу к тому месту где, по-моему, нужно перейти речку и зайти в лесок. Но первое я не вижу где мой оранжевый чехол, второе, где перейти речку. Я подумал, может чехол сорвало ветром, а речка немного разлилась, но может я не дошел и это не тот остров. Если так, то нужно идти вперед, но если это тот островок, то меня пойдут искать и пойдут не в ту сторону. Принял решение, подожду тут на тропе, и в любом случае за мной придут. Либо с этого острова — я увижу, либо с противоположной стороны. Так и случилось, и вскоре я увидел Стаса. Я не дошел где-то 500 – 600 метров. Нужно было просто продолжить по тропе и свернуть за холмик, и я бы сразу увидел свой оранжевый чехол от дождя. Как бы там ни было, но и вторая попытка потеряться провалилась.

Несколько задержавшись, мы все же встретили субботу. Как и полагается, зажгли свечи, сказали благословения хлебу и вину и перешли к обычному ужину. Вдруг на склоне в нескольких километрах от нас показался огонёк. Это Саша с которым мы расстались позавчера, напилившись вдоволь, и получив по GPS наши координаты, шел к нам на ночлег. Мы поморгали ему фонариком, получили аналогичное подтверждение нашего сигнала и стали ждать. Потом Стас вышел на встречу и вскоре вернулся вместе с Сашей. Таким образом, Саша присоединился к нашей группе и больше её не покидал до конца похода. Хочу лишь добавить, что встреча субботы не была бы такой яркой, если бы Саша не предложил мне попробовать сало. Ну разве я мог устоять перед таким соблазном, домашнее сало с Украины я не ел много лет, наутро Саша удивлялся, как я съел целый кусок.

У нас считается, что суббота это праздник и всё в этот день должно быть лучше, чем в будние дни. У нас именно так и получилось. Это был самый яркий, красивый, приятный во всех отношениях день, который буквально изменил всё мое восприятие происходящего. Но обо всем по порядку. Наши инструкторы были весьма озадачены тем, что уровень воды поднялся, а нужно искать брод. Но тут, не понятно, откуда появился сван с лошадью, которая за 30 лари перевезла нас шестерых и все вещи через реку. Причем течение было сильное, вода доходила лошади до груди, и бедной лошадке явно пришлось несладко. А потом нас ожидал подъём на перевал. Я, также как и остальные, прошел его очень легко и поднявшись на перевал с восхищением смотрел на открывшуюся на 360° панораму. Дети, так я называл свою дочь и очаровательную девушку из России Анжелику, бегали по самому гребню на котором еще лежал снег (2 850 метров), а я стоял, упиваясь красотой дикой природы и поверив в свои силы. Теперь я знал, что я тоже могу, если захочу, конечно, подниматься в горы, которые показали мне свою красоту и открыли мне мои возможности. Далеко позади остался тот человек, который чуть ли не замертво упал на первом перевале, а дальше пошел уже кто-то другой.

Спустившись далеко вниз (спуск оказался намного тяжелее подъёма) мы остановились на обед в какой-то чаше, вокруг ковры из полевых цветов и нет того ветра, что был на перевале. Еще один прекрасный вид, который не удалось передать ни на одной фотографии. Волшебный, красивый, чудесный день — суббота.

Я мог еще долго описывать день за днем, как мы проходили деревни, которые наводили меня на мысли, что это затерянный мир как у Конан-Дойля, как пели песни, ночью сидя у костра, как Анжелика собирала чабрец, с которым сегодня пьем чай, как влезли на сванскую башню — кошку и т.д. Но боюсь, что мой рассказ итак получился очень длинным и никому, кроме меня, не интересным. Поэтому расскажу лишь об одном эпизоде.

Последним пунктом нашего маршрута была деревня Ушгули. Проходя через деревню мы увидели местного шерифа. Он гордо стоял в форме при входе в деревню, показывая всем своим видом, что всё под контролем. Вика подошла к нему и спросила где лучше стать лагерем. Блюститель закона деловито показал рукой куда следует двигаться и, действительно, в указанном направлении мы нашли замечательное место.

Грузия, Сванетия и не только Michael Skegin, Израиль

Мы ночевали там 2 ночи, постоянно обозревая ледник Шхары и деревню Ушгули, а они обозревали нас. Как-то вечером Вика, вступив в длинные переговоры со старушкой пасущей коров, договорилась купить у неё молоко. Таким образом, моя дочь первый раз в жизни попробовала парное молоко (оно было еще теплым). А когда позавтракав мы свернули лагерь и уже были готовы покинуть деревню и вернуться на машине в Местию, нас посетил тот же шериф, только без формы. Он был еще с кем-то (может помощник шерифа). Они поинтересовались понравилось ли нам и угостили нас специально принесенными горячей лепешкой хачапури и головкой сулугуни с какими-то травами. Было очень вкусно и чертовски приятно завершать поход таким финальным аккордом.

В Местии наши дороги разошлись. Анжелика поехала в Кобулети, Саша пошел дальше бродить по Сванетии, Вика со Стасом пошли на Тетнульди (серьёзная гора, нечета нашим), а мы уехали в Тбилиси. Но тем не менее мы увезли с собой массу положительных эмоций, немного тепла от костра и самые приятные воспоминания, которые и сейчас вызывают у меня улыбку.