Путешествия второй половины лета давались не сразу и требовали подготовки. Не то что Крым, Калининград — нет, Грузия еще в мае дала понять, что просто-быстро тут не будет. Не раз внутренний голос шептал «да ну его, не получается, значит смирись», но мы ж упрямые) так что в этот раз будет о чем написать.

Первая встреча

Грузия on my mind Антон Грайцев, г.Москва, Россия

О Сванетии в принципе я узнал от Марики сотоварищи, собирательное имя которым — Пух. Они в этом году уже в третий раз покоряли те края, а края, соответственно — их. И, так как Грузия была и остается одним из пунктиков моих туристических хотелок, а Байкал был и остается самым волшебным из путешествий, то и в Сванетию я хотел было ехать с Пухом. Однако обстоятельства подсказали другой вариант. И вариант этот зовется Зеленым туризмом. Ребята из Киева, которые этим летом буквально поселились в горах северной части Грузии и успели за сезон познакомить с тамошними красотами шесть, или семь даже, групп туристов. К слову, наши российские товарищи в грузинские походы почти не ходят, что прискорбно.

Ну что ж, в путь!

Билеты в кармане, рюкзак на плечах, спальник одолжили добрые люди, палатка будет на месте. С собой — масса всякого фотографического, прям камера-мэн какой-то.
Лететь предстояло всю ночь, но подарком за это стало по-летнему теплое утро в Тбилиси. Собственно, в 5 утра там еще темень, но воздух такой обволакивающе-южный, ласковый, прекрасный). С таксистом обсудили, как все раньше было хорошо (впрочем, скорее в форме монолога), и через час я уже мирно спал в хостеле. Вообще, с жильем мне очень повезло: комната на троих, но пустая, так что можно было заехать так рано и никого не разбудить.
Утро решено было начать с поисков почты и хачапури. Первая оказалась неподалеку, но не работала в честь Успения. Вот такие дела, да. Хачапури же были найдены чуть позже, но писать о них в Тбилиси не стоит. Подождем Сванетии и, особенно, Батуми :).
Кажется, в Тбилиси есть новый город, старый и недоделанный. Вот на краю последнего я и жил. Дома не то чтобы древние, но некоторые в состоянии «оштукатурь меня полностью», и тем напомнили центр Астрахани, косу.

Тбилиси

Архитектура тоже чем-то перекликается, видимо, 19 век все-таки был общим. И колорит… Это слово можно приспособить чуть ли не ко всей стране, которую я успел увидеть, конечно. Но дворики, лестнички, почтовые ящики и балконы с виноградом — впрочем, смотрите сами.

Лестница в Тбилиси
Тбилисский балкон
Тбилиси

Долго ли, коротко ли, добрался я до проспекта Руставели.

Несмотря на центральность и, конечно, вполне приличное состояние, впечатление не испортилось.

Глядя на эти дома, хочется называть Тбилиси Тифлисом, времен, может быть, 20-30-х годов, с извозчиками, продавцами вина и фруктов на улицах, босоногими мальчишками и прекрасными грузинскими барышнями. Барышни, к слову, прекрасны особой красотой. Изюмчатой, если вы понимаете, о чем я :). Стандарты здесь неприменимы, и это прекрасно.

На Руставели есть более-менее интернациональные кафешки, но путь мой лежал мимо них. Ждал меня старый город и главный грузинский храм Самеба, Троицы.

Новый мост в Тбилиси

И тут Антон узнал второе слово о Грузии — контраст. Потому что к старому городу ведет новейший мост изящных форм и массы светодиодов. Вообще, Саакашвили успел развернуть масштабное строительство «ультрасовременной» архитектуры.

Архитектура Тбилиси

Что в Тбилиси, что в Батуми эти здания резко отличаются от всего остального в городе. К подобным поступкам можно относиться по-разному, но что это поступки — факт. Здания войдут в историю, и пусть они не такие масштабные, как Сити в Москве, зато и не стали они долгостроем да притчей во языцах.

Наступала жара. Собор оказался небольшим, хоть и сравнивают его с храмом Спасителя в Москве.

Храм Самеба в Тбилиси

Зато неподалеку обнаружились булыжные мостовые и рынок с инжиром и чурчхелой, а в пяти минутах от него — метро. На станции ощутимо пахло сероводородом, жаль только, из стены не торчал кран с минералкой. Она, конечно, в Грузии бесподобна. Боржоми известна как классика классики, но есть еще Набеглави, которая не так специфична на вкус и вообще очень приятна.
Минутка рекламы окончена, а Антон в Тбилиси за это время успел малость подремать и готов к новым приключениям 🙂

Вечерняя часть походов по Тбилиси предполагала пару вершин: я рассчитывал поснимать панорамы вечерне-ночного города. Сначала к фуникулеру, и вот уже горный трамвай скоренько так везет нас к парку аттракционов.
Жаль, но кроме каруселей, ловить там оказалось нечего, так что я отправился пешком вновь к Старому городу: на площади неподалеку от него есть станция канатной дороги, ведущей на крепость Нарикала. И вот тут будет, о чем рассказать.

Как в каждой уважающей себя столице, в Тбилиси есть поющий фонтан. Днем это несколько тощих струек, зато к вечеру начинается праздник. Если в Будапеште фонтан раз в час играет и танцует три классические мелодии, то грузины подошли к делу с размахом: музыка не прекращается часа три или четыре подряд, и играет не только классику, но и джаз, и просто популярные мотивы. Особенно здорово, конечно, когда вода пляшет под Имперский марш 🙂 Я, правда, наслаждался «Русским вальсом» Шостаковича.
И вот канатка, едем мы, значит, над рекой Курой, и тут Антон замечает красивые такие молнии за городом. Большие, долгие, залюбуешься. Особенно, когда едешь на гору. Что-то я занервничал, а вокруг все так спокойно себе едут, правда, в ту сторону особенно не глядят.
Окей, снимаем в темпе. Точка раз, точка два, какие-то дети с сахарной ватой, молнии-молнии-молнии, начинается ветер… Я ж, собственно, волновался не из-за того, что сахарный и таю под летними дождями, конечно. Камера оказалась без защиты, а залить фотоаппарат водой перед походом было бы очень неприятно.

Ночная панорама Тбилиси

Ну, ладно, отснял кое-что, даже молния в кадр попала. Опять на канатку, в качестве чехла для камеры стрельнул пакетик у продавщицы кукурузы — а дождь так и не пошел. Горы…
Метро, ужин из персиков, остатков чурчхелы и минералки, и вот уже ночь. Спать, завтра дорога в Кутаиси.

Кутаиси

Города Грузии мне пришлось осматривать в режиме «рысью-рысью». График, нафиг… Но, с другой стороны, в таком темпе есть свои плюсы. Сложнее поймать атмосферу, зато нет времени на пустоту и праздность. А с людьми пообщаться все равно удалось. Не контраст и не колорит, а люди — главное грузинское слово. В Тбилиси одна добрая женщина сокрушалась, что может только объяснить, где находится старый город, но не провести полноценную экскурсию. Другая, указав путь до фуникулера, побежала сказать, что я ошибся дорогой, когда мне просто захотелось зайти в один из двориков… Но это относится не только к грузинам.

До Кутаиси я добирался поездом. Такие путешествия в Грузии по нашим меркам стоят копейки, но при этом перевозки пунктуальны, а вагоны без шика, но неплохие. По крайней мере, спинки в сидячих откидываются, а кондиционер дует. Do it, ага.
И, пока поднимался в вокзал, заприметил еще одного путешественника. Рюкзак, правда, поуже, чем мой («Альпинистский», — подумал эксперт Антон), ботинки, все как надо. И в вагоне мы оказались вместе. Выяснилось, что товарищ из Польши, преподает экономику в одном из университетов, а в свободное время путешествует. Наш человек 🙂 Возвращался он из Ирана, через Баку, теперь вот Тбилиси, а из Кутаиси был самолет в Берлин. Откуда автобусом домой, в Гродно, кажется. И вот все пять часов мы проболтали о путешествиях, политике, Москве-Грузии-Польше, и оставили друг о друге, надеюсь, приятное впечатление.

До Кутаиси добрались всего два вагона из десяти, остальные, видимо, уехали в Поти, к морю. А мы с паном Владиславом расстались на вокзале.
В этот раз хостел оказался не столь пуст. Комната на шестерых, на одной койке кто-то похрапывал, а рядом стояла бутылка местного красного. Ладно, бросить вещи, расспросить, куда и как добраться, да пойти гулять. В Кутаиси у меня было два обязательных пункта: почта и мои товарищи по походу. Связи с ними не было, так что пришлось прогуляться до места встречи и выяснить, что такие ребята и правда существуют, и на завтра все в силе. Ура-ура 🙂
А почта… Это было интересно. Во-первых, это тебе не Тбилиси, и на русском как бы говорят, но не особенно. Очередь не змейкой, а кустом как-то, за кем вставать, непонятно. Ну, и почтовый ящик прям ящик: кондовый, деревянный, с амбарным замком. Впрочем, все оказалось не так ужасно: марки я купил, открытки были припасены заранее. Через полчаса все адресаты подписаны, открытки отправлены… И идут они уже два месяца. Или, скорее, два месяца не идут.
С почты, транзитом через кафе с острым до слез и пота харчо и канатку с ворчливым перевозчиком, добрался я до парка аттракционов. Да-да, снова они. Но до Баграта, главного местного храма, добраться можно только так. И вновь о людях: стоило мне спросить у серьезного грузинского дедушки, как до этого Баграта дойти, тот не стал рассказывать. А просто проводил 🙂 Благо, живет по дороге. Немного расспросов, кто-откуда, это традиционно. И вот идем мы по такой себе сельской улице.

Кутаиси

Виноград, заборчики, нечастые машины.

Виноград в Кутаиси

И храм. Наверное, поменьше, чем в Тбилиси, и крыша новая.

Храм Баграт в Кутаиси

Но пасмурная погода, меньше людей, и впечатление другое. Внутрь я, правда, заходить не стал.

Панорама Кутаиси

Зато с холма, на котором стоит Баграт, Кутаиси виден, словно итальянский городок.

И даже заброшенный собор почему-то звучит как Флоренция, вот как-то так.
Вишенкой на денрожденном торте оказался местный гранатовый нектар 🙂 А ночью приехали польские барышни, пили с хозяйкой вино на крыльце, и уснули часа в два, наверное. Я-то встал пораньше) И успел познакомиться с литовским крестьянином Альгисом. Это он, оказывается, похрапывал на нижней койке. Слегка грустный, но светлый человек, путешествует, фотает на ФЭД-5 (!), и весь мир ему друг. Ну, а как же иначе. Немного поболтали с ним, обменялись национальными дензнаками, и пора мне уже уходить на встречу с походниками. Начинается самое интересное.

Первые шаги

Как можно писать о первом походе? Это как писать о первом снеге или первой любви 🙂 Романтика, конечно, иная, но картину мира обогащает примерно так же.
В серьезных походах я до этого не был ни разу. Не считать же того сплава по Волге, когда мне было шесть лет. Что я тогда мог узнать и почувствовать?
А тут все как надо, палатки, еда с собой на все десять дней, ботинки по два килограмма на каждую ногу, и ночевки рядом с водой. Тушенка, сгущенка, автономность. Не бог весть какая экспедиция, но все же.

Проводники похода

Стас и Вика, наши проводники. Прибываю к ним вовремя, дожидаемся остальных, и отправляемся в путь. В путь — это сначала до автовокзала, за продуктами, а потом до Местиа, а это пять часов. Сам поход начнется завтра.
Остальные же — это три богатыря

Три богатыря

и Саша, с которым предстоит нам жить под одним тентом.

Саша

Едем себе едем, в Зугдиди водитель решает поменять тормозную колодку. Одну. Так да, отличненько, впереди же серпантин 🙂

И вот мы все ближе к Сванетии, по левому борту открывается огромное бирюзовое водохранилище, справа нависают горы, дорога ныряет в тоннели и вьется вдоль скал… Это очень красиво.
Привал у хачапурни, свежие лепешки с сыром и прекрасный, кроме шуток, местный лимонад. Забираемся все дальше в горы, как вдруг… Остановка. Сцепление оказалось не готово продолжать путь, так что пришлось скоротать час под ярким южным солнцем, дожидаясь сменного транспорта. Зато продукты раскидали по рюкзакам. Предварительно, нам две ночи стоять около Местиа, так что паковаться будем потом.
Час на солнце, зато потом, когда мы добрались до первого в путешествии источника, прохладная вода оказалась такой вкусной… Куда там вину, оно и рядом не стояло 🙂
Так, потихоньку, к вечеру мы были на месте.

Местия

Запаслись хлебом на все дни пути, благо, лаваши долго не портятся. Поставили палатки, а потом отправились за нарзаном. Да, натурально, вкопан бочонок в землю, окунаешь туда бутылку, отпиваешь и м-м-м-м-м 🙂 Надо было видеть мое лицо, наверное, настолько эта вода прекрасна на вкус 🙂
Первый костер, и вот уже оказалось, что турист Антон захватил с собой необходимый штатив, но не озаботился о миске и очень нужной бумаге. Да-да 🙂 Ладно, все нашлось на месте, так что поход можно было продолжать.
За ужином познакомились, а утром нам предстояло отоспаться и топать в сторону ледника. Поход начинался с радиального выхода без больших рюкзаков. Надо сказать, тело сопротивлялось, как могло. Сначала сказались мягкие кресла в самолете и кровати в хостелах, так что, старость не радость, замкнуло меня в пояснице. Океей, просто наблюдаем 🙂 Только подумал, осталось мол, еще зубу заболеть, как тот не заставил себя ждать. Ну, это уже настолько очевидно был продукт ума, что долго он не продержался.

Горная река в Сванетии

Ледник. Сложно писать о том, что видишь как будто всем телом. О дорожке по берегу горной реки, о самой реке, в которую сливаются два потока разного цвета.

Подвесной мост у Местии

О том, как над потоком висит мосток, о холодном ветре в самое лето. О грибах вдоль тропинки, каменистых осыпях надо льдом и путешествующей псине, которая в этот раз забрела до самого подножия.

Ледник Ушбы

Снизу ледник — это просто огромная куча льда, поверх которой разбросаны камни. Вся эта масса постоянно движется, осыпается под ногами, тает и стекает в реку. Ощущения интересные, пока ползешь вверх и прыгаешь потом вниз по каменюкам, которые, хоть и с человека величиной, едут себе совершенно спокойно.

Ушба

Ну, поднялись-спустились, угостились килькой с колбасой, да и двинулись обратно. Тело ныло, но окружающие виды делали это нытье чем-то незначимым и будничным.

Кавказские горы

Впереди были несколько кадров вечерней Местии, костер и дождь.

Местия ночью

Казалось, несильный, он наполнил ручеек около нашего лагеря, так что снова можно было мыть котелок. Так, что палатка наша оказалась в луже, и за ночь под ней выросли грибы 🙂
Но это уже начинался день номер три. Первый по-настоящему переходный.
Мне досталось нести печенье и хлеб, что, конечно, не тушенка, зато хрупкое и набирающее из воздуха влагу. В общем, никто, кажется, не обиделся. Дорога наша лежала вверх через перевал, а потом вниз до села Цвирми. И поднимались мы часа полтора, до первого привала. Привала на месте разрушенной турбазы, где осталась более-менее целой только церковь. Потом снова вверх, по пути срывая барбарис и докусывая яблоки-дичку, взятые с первой стоянки. Молодильные 🙂 маленькие, вкусные, кисленькие — в самый раз, когда хочется пить, но надо итить.
Вторая рекламная пауза подошла к концу, а наша группа — к повороту на «малозаметную, круто уходящую вверх тропинку».
Оказалось, все то, что мы прошли — вообще ни разу не подъем. Понеслась… Минут пятнадцать, периодически помогая руками, нагибаясь вперед, чтобы не слететь вслед за рюкзаком — пожалуй, единственный раз, когда мелькнула мысль «все, сдохну». Не сдох 🙂 а даже отдышался потом, и двинулись мы дальше.

Кавказ

По милковским пейзажам с горными коровками, на перевал, откуда видна уже наша следующая стоянка. Обед, лечь, привалившись к рюкзаку, и смотреть в небо. Облака движутся быстро, и вся погода перед глазами. Вот солнце, вот облако его закрывает, вот еще… Пора зачехляться от дождя да двигаться дальше.

Панорама Местии

Спуск прошел буднично, среди сосен, обтертых телятами, над горной рекой, вдоль обрыва, а потом огородов прямо в село. Оказалось, местные до сих пор передвигаются на волах, впряженных в сани, и летом в том числе.

Санная упряжка

Оставалось только перебраться по дощечке через речку, напилить дров и ставить палатки.

Брод

Cейчас кажется странным, что мы стояли в каждом месте всего по одной ночи. Это как на Байкале, столько впечатлений, кажется, в один день не умещается. Однако ж, и искупаться в реке успел, и дров напилить, и поснимать, и с ребятами проговорить о, к сожалению, политике. Что поделать. Правда, на этом упоминания о ней и закончатся, потому что новостей мы не слышали, а окрестности отбивали всякую охоту говорить о чем-то, кроме красоты.
Снова утро, снова скатываем спальники и шнуруем ботинки. Сегодня переход всего на полдня, и стоянка наша будет максимально далеко от цивилизации.
Топаем вниз, вдоль села, через мост, уже основательный, каменный. Снова село, а оттуда… Оттуда такой подъемище, что было как-то не смешно. И не столько крутой, сколько долгий. Главное на таких — не разгоняться, а то силы кончатся через три минуты, а еще топать и топать. Дошли, отдышались, еще немного — и луга. Альпийские 🙂

Крокус

С крокусами, и какими-то еще цветами, жучками-паучками, в общем, благодать. Расставили палатки, набрали даже воду для помыться — мол, на солнце нагреется. И так неспешно-неспешно кто-то примус починял, кто-то просто в небо глядел.

Двурогая Ушба

Правда, с этого дня начались проблемы с дровами. И не то чтобы их было мало, но местные деревья упорно отказывались гореть. Еле-еле уговорили, чтобы хватило на котелок и на поговорить. Вечером неподалеку от нас встали лагерем чешские туристас, шедшие в обратную сторону. Обменялись визитами вежливости, остались довольны друг другом, да и ладно.
Разбрелись все спать, кроме верного моего D90. Осталась камера щелкать затвором, да звезды снимать. В те дни стояла яркая Луна, но, к счастью, не помешала увидеть… Этого не описать. Звезды, метеоры, все это над горами и в полной тишине. Не в той, где нет звуков, а в той, где звуков не слышишь, настолько они гармоничны. Утро было утром прекрасных открытий того, что осталось на матрице 🙂

По горам, по долам

Утро, сборы. И вдруг снова подъем. Эй, обещали сегодня спуски! 🙂 Ну да, только сначала еще немного вверх. А потом еще немного. А потом на асфальтовую дорогу и снова вверх. Елы-палы, ну в самом деле. Поднялись. Вокруг тучки, а вниз идет видимая, но узенькая тропа, по ней и потопали. Медленно и печально, сегодняшний переход самый длинный, 18 километров, благо, перепада высот почти нет. Накрапывает дождь, по краям дорожки растет подерганная уже, но все равно безумно малинистая малина со вкусом, как у ароматизатора. Я думал, такого и не бывает совсем.
И вдруг кафе. Такое, нормально, с меню, с собакой рядышком. Берем хачапури, традиционно уже. Они огро-о-омные. Заодно обсыхаем, солнце уже снова палит. Чай, полчаса привала, и снова в путь.

Поход по Сванетии

Вокруг красоты-красоты, я этого не смогу описать. Сосны, ручьи, красноватые от нарзана, вершины и небо.

Горные ручьи

Адиши. Оставленная в начале девяностых, деревенька ожила лет пять назад.

Адиши

Дома и башни пока в грустном состоянии, но обитаемы, а значит, все наладится.

Нана

Здесь нас встречала Нана, скажем, глава местного турбюро 🙂 А может, просто хорошая знакомая наших проводников, не знаю. Да и не суть. Зато мы познали всю, не побоюсь, мощь грузинского гостеприимства. Хачапури, кексик на мацони, потрясающий чай из трав — но этого мало, Нана с сестрой еще и пару песен спели под аккомпанемент пандури. А какие голоса… В общем, мы были поражены.
Но на этом история о небольшой горной деревеньке не заканчивается. В ней сохранилась церковь Святого Георгия, XI-XII веков. Причем сохранилась в полном смысле: и роспись, и крест, и что-то такое, вполне уловимое, но не материальное.

Церковь Святого Георгия, XI-XII веков
Церковь Святого Георгия

Заходишь в нее и понимаешь — зашел не «куда», а «к кому». Чудесное, уютное место.
После такого передыха оставшиеся километры мы буквально пробежали. Разбили лагерь на острове, наварили каши с грибами, да погрелись чаем.

Подосиновик

А потом потопал я снимать звезды на край острова. Красота, под ногами каменюки с ледника (вот он, полчаса ходу), река бурлит, холодина — здорово, одним словом. Как я вымучивал эту панораму со звездами 🙂 Но снимать что-то одно там не было никакой возможности. Ладно, отснял за час, и в палатку. Греться да спать.

Ночь на Кавказе

Утречком нас ждала радиалка на ледник, совсем маленькая.

Вершина Тетнульда

А потом переправа. Переправа на работящей сванской лошадке в компании отца Наны.

Брод Адишчалы

Вода коняке почти по брюхо, ее немного сносит, но добрались нормально. Теперь вверх, на перевал. И вроде подъем долгий, но уже привычка, что ли — идешь себе да идешь, и ничего. Так до 2 700 и забрались.

Панорама Кавказа

Оттуда сбегали еще на сотню метров вверх, собрали немного черники, и начали спуск. О, это такой спуск, что лучше бы это был подъем. Дорожка узкая, осыпается, все боком-боком, а тут еще и дождь собрался, благо, не пошел. В общем уф-ф, еле-еле. Потом дорога шла ровнее, и вообще, впереди был только холм для ночевки, а так-то буераки кончились.
Дров в этот раз вообще почти не было, зато был водопад. Красивый, будто нарочно построенный.

Реки на Кавказе

Как надо, холодный-быстрый-вкусный. Пить из источников — особое наслаждение, конечно 🙂 И купаться в них. А к вечеру опять стали собраться тучки.
Вика заказывала звездное небо и грозу, и, похоже, дошаманилась: вокруг нас за вершинами небо светилось от молний, зарницы освещали всю долину, причем освещали так на несколько секунд. Гремел гром, начался ветер, но дождя сильного так и не случилось. Видимо, мы оказались в центре грозы, так что спокойно переночевали на склоне. Что-то капало ночью, но то был просто сонный дождик, а вовсе не буря.
Да, богатыри же раздобыли сванских хачапури. Мало того, что сыр в горах бесподобный, так и хачапури они делают из пышного теста, и это просто праздник какой-то. Почему это осталось только в Сванетии, для меня загадка до сих пор.
Оставалось пройти еще пару сел, и мы в конечной точке нашего путешествия, Ушгули. 2 200 над морем, самое высокое село Грузии. Часть пути проехали на машине, чтобы не пылить по асфальту.

Занавес

И вот мы в селе. Башни, ветер с очередного ледника, источник, и снова нехватка дров.

Ушгули и гора Шхара

Но теперь уже легче прожить: цивилизация рядом. Надо сказать, что в Сванетии бесплатная вода и электричество, а в домах есть спутниковый интернет. На контрасте с волами это смотрится особенно интересно.
Оказывается, сулугуни можно еще и варить. Еще и с мятой. И это, в который раз, очень и очень хорошо.
В Ушгули мы стояли два дня. В первый просто гуляли по селу, правда, забрались на башню царицы Тамары.

Башня царицы Тамары

Это, конечно, приключение. Сначала по приставной лестнице, которая, зараза, падает, потом в окно-лаз, внутрь. А внутри никаких лестниц, просто карабкайся по стенам через дырки в перекрытиях, и усё. Выбрались на крышу, а она гладенькая такая, черепичная, ммм 🙂 Оттуда сверзлась нет, не Тамара, всего лишь крышка объектива — спасибо Саше, нашел.

Панорама Сванетии

Кое-как и обратно спустились, было здорово.
Вечером случился необыкновенный закат.

Закат в горах

А после него — южно-горная, темная и холодная ночь.

Ночь в Сванетии

А на следующий день ждала нас конная поездка на перевал.
Да, снова перевал, на этот раз 2 900. Грузинская граница, за которой снова горы, а дальше и Россия.

Главный Кавказский хребет

Пять часов в седле, доложу я вам, это не кот чихнул. После переходов не страшно, конечно, но пешие прогулки я полюбил еще больше.
На невероятных склонах крестьяне умудряются косить сено, которое свозят опять же волами.

Окрестности Ушгули, Сванетия

Перемещаются и на машинах, но совсем немного. Окраина. Горная, прекрасная окраина. Здорово, что такие места еще остались.
Из Ушгули через Местиа и Зугдиди я добрался в Батуми. Это так… Иначе. Из гор к морю, от диких мест — в центр туризма. Такси, люди, автобусы, музыка, аааа. Горячий душ? Оооооо! 🙂 После купания в ручейках-то. Но главное и, наверное, единственное, о чем стоит тут писать — это море. Море ночью, когда оно бархатное, и вокруг почти никого. Волны, черное небо, яркая набережная неподалеку и галька под ногами. И море днем, дарящее прохладу и ясность, само — прозрачное и тихое. Как посиделка у костра после дневного перехода. А еще набережная, где каждый найдет что-то для себя. Я полчаса, наверное, стоял, слушая уличных музыкантов, а потом толковал с местным парнем о том, что все мы братья 🙂
О городе писать сложно. Тот Батуми, который обычно видят туристы, увидел и я. А тот, который мне интересен, я рассмотреть не успел. Пока не успел. Уверен, это наша с Грузией не последняя встреча.

До свидания. Я вернусь 🙂

Отзыв в блоге автора antix-medik.livejournal.com.