Такие истории из личного опыта, которые обычно рассказывают сидя вечером у теплого костра с кружечкой чая. Накопилось их не мало, да не всё вспомнили. Будем дописывать по мере появления новых и вспоминания старых. Если байки вам понравятся – поставьте «лайк» внизу страницы или оставьте комментарий. Приятного чтения!

Байка первая, про бомжей в Хопе

История эта началась так: мы решили из Грузии отправится на пару деньков в Турцию. Страны соседние и сделать это довольно просто. Мы были уверены, что поставим палатки на берегу моря и спокойно переночуем там. Но после перехода границы нас ждало величайшее разочарование — береговая линия Турции специально закрыта булыжниками размером с дом. Предположительно для того, чтобы не размывало берег. Палатку ставить негде.

Решили добраться до ближайшего городка откуда можно будет выбраться на автобусе дальше. Этим поселением оказалась Хопа (Хопа, такая Х(Ж)опа, простите…). Выяснили что ближайший подходящий автобус отходит только утром. Скрепя сердце прошлись по отелям, но во всех двух цены оказались невероятные. Стали думать, что делать дальше и где же разбить палаточный лагерь посреди укатанного в асфальт провинциального городка Турции.

Зеленых зон было всего две: детская площадка и клаптик земли под большим мостом. Площадка быстро отпала из-за количества народу, пришлось идти под мост. На подходе мы увидели, что там лежат тюфяки, потом группку мужчин совершенно непритязательного вида. Выбора у нас не было, и мы сели под мостом ждать темноты, дабы поставить лагерь минимально привлекая к себе внимание. Бомжам стало любопытно, и они пошли к нам знакомиться. На смеси русского, английского и жестового они выяснили, что мы туристы и одобрили наш выбор места ночевки. «Ну, от бомжей разрешение на ночевку получили — уже хорошо!», — не без юмора подумали мы.

Начался дождь. Бомжы проявляли активность и интерес, угостили нас сперва сливой (одной на четверых), а потом половинкой пакета яблочного сока. Дождь не прекращался, и наши новые друзья как-то забеспокоились. Они стали показывать на дождь и пытаться нам объяснить, что ночевать здесь нельзя — промокнем. Мы уверено оставались сидеть на рюкзаках. Через 15 минут они посовещались и выслали к нам парламентера, который и выдвинул потрясающее предложение: бесплатно переночевать у них в гостинице! На улице же дождь! Мы обалдели, подумали что упускать такое приключение нельзя и согласились! Нас отвели в центр Хопы, в здание прямо возле мечети с видом на море. На втором этаже действительно была мини-гостиница с автоматическим светом в коридоре, горячей водой и комнатами. Правда в комнатах был грибок на стенах и жуткие продавленные матрасы на полу, но нас уже ничего не смущало. Мы постелили коврики и спальники, нашли столик и провели потрясающий вечер! Эта история о доброте ближнего запомнилась нам навсегда.

Бомжы в Хопе

Байка вторая, мечтательная

У вас есть мечта? Такая чтоб немного глупая и о которой как-то неловко говорить вслух, но тем не менее дико хочется исполнить? Например, лизнуть ледник? На фото запечатлен момент, когда мечты становятся явью!) Не уверены, что тут стоит рассказывать что-то ещё))

Ледник Мазери

Байка третья, про автостоп

Есть в Грузии уютная узкоколейка, которая ходит маршрутом Боржоми — Бакуриани. Всего два вагона и тягач, который везет состав сквозь горы и леса, над пропастью к пункту назначения. Ходит она один раз в день утром вверх до Бакуриани, а вечером возвращается в Боржоми. На промежуточных остановках кассой ей служит грузинская бабушка с табуреточкой. А местные жители легко и часто договариваются с машинистом о том, чтобы он «притормозил у поворота». Так во время нашего путешествия грибники просто вышли из лесу и помахали поезду характерным жестом автостопщиков, на что машинист добродушно их подобрал. И мы услышали от стоящего неподалёку туриста тихое и сакральное: «Первый раз вижу, чтобы автостопили поезд… И он остановился!». А Грузия она такая, душевная)

Поезд

Байка четвертая, поучительная

В горах случаются всякие ситуации. Стояли мы как-то в Грузии на острове недалеко от села Адиши. Ребята оставили в селе заряжаться телефоны и один из них вечером решил прогуляться за ними. Идти в обе стороны 4 часа, от спутников парень отказался, мотивируя это тем, что хочет побыть сам. До сих пор радуемся, что инструкторская привычка в тот момент сработала, как всегда, четко. Идти было по прямой 6 км туда и 6 обратно. Одна долина, одна прямая видимая тропа. Но на душе было не спокойно. Парню были выданы четкие инструкции: он по хоженой тропе дойдет до конца острова, где начинается небольшой бродик и в этом месте повяжет на кусте ярко-оранжевый чехол от рюкзака. По этой метке на обратном пути он должен будет найти место брода и начало тропы на острове. Так же назначили время возврата: если в 19.00 он не придет в лагерь, то за ним пойдет инструктор.

18.30 его нет. Телефонная связь не работает.
19.00 его нет. Связи нет. Нервничаем, но понимаем, что мог засмотреться на небо, заговориться со сванами, просто не рассчитать время. Ждем.
19.30 его нет. Связи нет. Ждать больше нельзя. Стас собирается, берет с собой аптечку и бодрой рысцой уходит в сумерки искать пропажу.
20.00 никого нет. Связи нет.
20.30 возвращаются! Целые, здоровые, улыбаются! Только Стас ворчит немного.

На тот момент парню, что ходил за телефоном, было 50 лет и зовут его Миша. Он молод душой и взглядами на жизнь. В тот день его трезвый ум, опыт и понимание ситуации помогли избежать беды. До села он дошел совершенно нормально, а вот на обратном пути ошибся островом. Решил, что метку, привязанную на дереве, сорвало ветром. Тропу на остров не нашел, пытался звонить, но связи нет. Хотел пройти брод и там уже искать лагерь, но, так как это был не тот остров, то и брода там не было — его чуть не снесло рекой, он успел вовремя прекратить попытки. Когда он осознал, что что-то идет не так — то вернулся на ту точку, где был 100% уверен, что стоит на правильной тропе. И ЛЕГ НА ТРАВКУ ЖДАТЬ, КОГДА ЗА НИМ ПРИДУТ. Я до сих пор считаю это одним из самых правильных поступков. Он знал, если задержится — его будут икать. Миша понимал, что заблудился и не впал в панику, а принял самое правильное решение — ждать помощи. Целым, здоровым, спокойно лежащим на травке его и нашел Стас. Так, благодаря мудрости Миши, большая беда обернулась маленьким приключением. А подробнее его отчет о том походе можете прочитать тут: https://hikeup.net/report_full/georgia_svanety_etc/

Миша

Байка пятая, про побег и поисково-спасательные работы

Утром, на крошечной площадке возле пещеры МАН, когда уже почти все вещи были сложены и плюшевый медведь был упакован в свой герметичный компрессионный мешок, случился побег. Федя решил погулять и на полной скорости укатился по крутому склону вниз. Через сыпуху, лес и высокие травы. Без визуального или аудиального контакта с нами. Потерялся по полной и найти шансов почти не было. Назревала катастрофа…

Махнуть рукой и уйти без него мы не могли – верный друг. На поиски ушло чуть больше двух часов. Склон очень крутой и наш медведь далеко не первый решил туда прогуляться. Там была обнаружена масса вещей ушедших от хозяев подобным образом. Особенно много обуви и посуды.

Мы бросали камни дабы определить путь побега плюшевого комочка. Проявляя высокое мастерство корешкового альпинизма ползали вверх и вниз по глине, камням и траве. Сделали два захода и только на второй случайно его обнаружили. Федя был спасен, извлечен из гермика и сфотографирован в пещере. Есть подозрение, что он обиделся из-за того что, его туда с собой не взяли раньше.

Мишка Федя

Байка шестая, про технику безопасности

На этой фотографии ничего особенного на первый взгляд нету. Стас стоит у края ледника, да и только. Но он стоит без каски, что строго запрещено техникой безопасности. Это был для нас третий раз в жизни, когда мы её нарушили. Надеюсь последний. Через долю секунды после щелчка затвора фотоаппарата сверху сорвался огромный и острый кусок льда, который полетел прямо на стоящего внизу Стаса. Только благодаря большому опыту и высокой скорости реакции он успел увернуться и опасность пронеслась всего в 3-5 см. Техника безопасности написана кровью и это не шутки. Вам может сколько угодно казаться, что эти требование глупы и необоснованны. Но это не так и мы говорим об этом потому, что нам они уже больше 20 раз спасали жизнь. А те случаи, когда мы отступали от этих правил запомнятся нам на долго

Ледник Мазери

Байка седьмая, апельсиновая

Походы по Турции прекрасны. Особенно тем, что из них возвращаешься не похудевшим, а набравшим вкусных 2-3 кг веса. Удержаться от турецкого нежного хлеба, кебаба, салатов и прочего практически невозможно. Ярким примером тому служит случай в глубинке Турции. Наш маршрут пролегал сквозь апельсиновый сад. Сезон был в разгаре, фрукты висели в шаговой доступности. Вежливость воровать ну никак не позволяла, и судьба подарила нам шанс в виде хозяина сада. Он великодушно откликнулся на нашу просьбу о паре апельсинок и разрешил есть сколько хочется и взять ещё с собой. Объяснил, что на продажу фрукты уже собрали и увезли ещё недозревшими, а эти слишком поспели и даже переспели — они не выдержат транспортировки, остается только выкинуть. Это была священная Халява. Впервые в жизни мы пробовали такие вкусные цитрусовые! Сочные, ароматные, сладкие, даже кожура съедобная, хоть как яблоко ешь! В тот памятный день группа собрала и унесла 100 кг апельсин.

Апельсины

Байка восьмая, про отдых

Часто спрашивают: «А как вы отдыхаете?» Да как… как можем! Однажды в Грузии мы разбили лагерь на высоте 4100 м и на завтра нам предстоял штурм вершины. Сборы были назначены на 3 часа ночи. И вот звонит будильник, рука выпутывается из спальника, открывает внутреннюю дверь палатки, кусочек внешней двери и внутрь врывается мощный снежный вихрь! Звездного неба не видно — восхождение на сегодня отменяется. ВСЁ, ОТДЫХАЕМ! Сутки мы только спали, обсуждали что вкусного обязательно съедим, когда спустимся, сладко потягивались и грелись в теплых спальниках. Мы отоспались впрок, напились чаю, налюбовались снегом и прекрасно отдохнули. На следующую ночь в открытую дверь палатки на нас смотрело звездное небо и манящий силуэт вершины, который через 12 часов был у нас под ногами. Вот так и отдыхаем.

Вершина

Байка девятая, грозовая

В горах ты на лоне природы и нет у тебя никаких от неё защитных приспособлений. Так же нет и громоотвода. А гроза вещь не редкая. Было такое, что молния ударяла в лед несколькими метрами выше нас — это красиво, когда ледник под тобою светится. Было такое, что молния ударила во время ливня в травяной склон тоже чуть выше нас — неожиданно, как высоко может подлететь спящий.

Но самая невероятная история приключилась с друзьями, что шли на штурм вершины Ушба на Кавказе. Они уже двигались по гребню горы, когда услышали гул. Гул все нарастал и его источником были металлические ледорубы, карабины и прочее снаряжение, что они несли на себе. И тут РАЗРЯД! Они потеряли сознание все вместе. Когда очнулись, то сразу не поняли, что это было и продолжили движение. А через несколько минут получили второй РАЗРЯД, и снова потеряли сознание. Как рассказывал один из них: «Прихожу в себя, а перед глазами цветные пятна. Все же открываю веки и вижу перед собой далеко-далеко внизу зеленую землю». Он упал так, что его голова свесилась с края карниза.

Находясь на опасном снежно-ледовом гребне они были вынуждены снять с себя все снаряжение, связать его веревкой и откинуть подальше. Потом легли лицом вниз и раскинули руки, так было безопаснее удерживаться. Как только кто-то чуть-чуть приподнимался они начинали снова слышать гул. В таком положении они провели около 40 минут пока природа не утихла. А потом всё равно продолжили штурм вершины и покорили её!

Всё это случилось из-за того, что в небе собрался грозовой фронт и на высоте 4500 металл стал вести себя, как громоотвод.

Молния

Байка десятая, красивая

Есть на Кавказе такой перевал Нагеб 2А категории сложности. Вышло так, что мы на него поднялись первыми в сезоне. И там нас встретило огромное плато ровного, чистого, нетронутого снега. Ни один след не нарушал плавные линии и покой этого места. Мы тоже старались двигаться шаг в шаг и говорили полушепотом от величия красоты вокруг. Вдали виднелся Эльбрус, облака создавали удивительные картины. Так как мы были в отпуске и никуда не спешили, то задержались в этом пейзаже на сутки дольше запланированного. Оно того стоило.

Перевал Нагеб

Байка одиннадцатая, любовная

Осенью у нас со Стасом очередная годовщина маленького объединения «семья». Время летит, столько всего было за эти года. И вот получилось, что в августе мы снова шли к Ушбе, и снова были там, где он спас мне жизнь, где делал предложение. Тогда из-за ошибки в снаряжении я летела в пропасть. Шансов у меня не было, но мироздание решило иначе. На несколько мгновений, вылетев на камни, я задержалась. Но малейшее движение приводило к срыву. Стас оказался возле меня в считанные секунды, хотя это было и невозможно с той точки где он был. Пристегнул в связку и вытащил. А проснувшись на следующее утро — больше не отпустил.

У него не было с собой обручального кольца, был только карабин. Но это уже не имело значения. Место, где он сделал предложение — это альпинистская стоянка под невероятно романтичным названием «Ромашка». Скалы, лед, камни и… ромашки!

В этом году мы исправили ошибки, сделали новые (но куда более безопасные) и снова побывали на «Ромашке». Вот немного фото оттуда. Для меня это место переоценки ценностей, крутого поворота в жизни. И символ собственной семьи. Ведь как бы холодно и скалисто вокруг не было — ромашки цветут и радуют, они живут в горах, они привлекают людей в горы, они распускаются каждый год.

Стоянка Ромашка

Байка двенадцатая, про зиму в палатке

Я люблю это. Когда ты лежишь в тепле и темноте, а вокруг минус и снег барабанит крупными градинами по палатке. Завывает ветер, швыряет бурю прямо на центр твоего существования. А тебе не страшно, ты только тихонько лежишь и слушаешь, наслаждаешься. Безопасностью? Нет, её нет. В любой момент может произойти что угодно. Ты наслаждаешься теплом внутри и мощью природы снаружи. Она разыгралась буквально в 30 см от тебя. 30 иллюзорных сантиметров разделяет тебя и смертельную бурю. Но ты готовилась, и ты готова. Теплый спальник, любимый мужчина, тысяча нюансов: от правильно выбранного места до тёплых чистых носочков. Первое время ветер пытается сорвать палатку, лютует, бросает комья снега. Постепенно он закапывает твоё убежище, превращает его в уютную берлогу и больше уже не страшен. Внутри тихо и уютно. ОН тоже слушает бурю… и меня. Вдруг я испугаюсь? Не в этот раз.

А помнишь ту грозу, когда в двух метрах от нас упала огромная сосна? Когда от грома вибрировала земля? Когда Толька в соседней палатке сидел на огромном валуне посреди внезапно образовавшегося бассейна и надеялся, что в такой компании его не сдует?

Или Чатыр-Даг совсем недавно. Когда было до одури красиво, но ветер вырывал из рук фотоаппарат. Пролетавшие мимо туристы успели пошутить, что мы к восхождению на К2 готовимся. Я люблю это чувство ветра. Сильного, сбивающего с ног, перебивающего дыхание. В нём сила, мощь и жизнь. Вечное движение. Если хорошая экипировка, то не холодно. Зато потом хруст снега под ногами. Когда каждый шаг будто по сахарной вате, даже хочется наклониться и попробовать. И я наклоняюсь, зарываюсь руками в крепкий и сыпучий, поскрипывающий… снег. Он тает на перчатках, холодит руки. Но магия от этого никуда не пропадает. Она открывает невиданные горизонты, раскрашивает небо пронзительно-синим и роняет тебя в сугроб. Рюкзак вдавливает глубже, не даёт выпрямиться. Ноги плотно заблокировало где-то внизу. Ну что ж… Ложусь на живот, трепыхаюсь русалочкой, высвобождаю воображаемый «хвост» и ползу вперёд. Теперь я похрустываю по снегу всем телом и даже не хочется вставать. Мне кажется, что я лезу по плотному облаку. Нахожу более твёрдый участок, где через колено кое-как поднимаюсь. Через 10 шагов операцию приходится повторить. И через 20. И через 30… Где-то на восьмом повторении Стас волнуется, что я надолго пропала из поля зрения и не выползаю из-за поворота, вызывает по рации. Я отвечаю, что фотографирую.

А ещё мне всегда нравится утро. Сколько силы воли в себе обнаруживаешь, и сколько невероятной красоты у природы. Зима дарит тебе приключения, яркие воспоминания и невероятное ощущение цельности жизни. Какой-то невероятный спектр эмоций обнаруживаешь в себе! И каждое зимнее утро – подвиг. И вылезти из спальника – утреннее закаливание. Разогнуть ботинки не сломав шнурки – тренировка ловкости и концентрации. Сбегать в «кустики» — марафон с препятствиями. Зима развивает тебя, твоё красноречие и чувство юмора. Силу, выносливость и ощущение прекрасного. Учит никогда не сдаваться. И мы смиренно следуем её воле.

Стоянка

Байка тринадцатая, автомобильная
Грузия, Верхняя Сванетия. Возвращаемся из похода, в Местии садимся на маршрутку до Зугдиди, чтобы там пересесть до Кутаиси. Маршрутка набирает людей под завязку и отъезжает. За окном горные пейзажи, изумрудные цветущие луга, старинные деревушки сванов с охранными башнями. Маршрутка плавно притормаживает и с главной трассы втискивается в узкую улочку. Я понимаю, что до каменного забора с моей стороны — меньше 5 см. Выглядываю с другой стороны — тоже самое. Все несколько в шоке, почему мы здесь едем?!

Тем временем водитель продолжает демонстрировать высший пилотаж вождения и ползет этим изгибающимся коридором дальше на своей довольно длинной маршрутке. К слову — ни разу стену не задел! Впереди уже бежит мальчишка, который показывает дорогу. Пассажиры в немом оцепенении. Все ждут, чем это дело закончится. Вдруг мы заезжаем в тупик с крошечным расширением. Любопытство просыпается сильнее: «И как он теперь будет выкручиваться? Задом сдавать? ТАМ?! Сам завез — сам пусть и вывозит!»

Из одной из калиток вдруг вываливается сван, говорит с водителем на сванском и уходит. Водитель начинает разворот. Он сделал его! Правда ему потребовалось итераций двадцать туда-сюда по 20-30 см поползать, но смог же! Заглушил двигатель и вышел. В салоне по-прежнему тишина…

Вдруг, нет именно ВДРУГ, водитель обращается к пассажирам с просьбой помочь погрузить на крышу маршрутки ХОЛОДИЛЬНИК. Большой, двухкамерный холодильник который в этот момент выносят из одной из калиток. Ну что делать… мужчины вышли и помогли. Привязали хорошенько, владельцы сего чуда техники выдали маршрутчику пачку денег и благословили на дорожку. И мы снова той же ужасно узкой улочкой стали выезжать. Только теперь цепляли ветки деревьев холодильником. Так и доехали до Зугдиди, где водитель попросил мужчин не расходиться и проехать с ним до сервисного центра, где этот холодильник надлежало сдать в ремонт. Вот такие там рейсовые перевозки)

Маршрутка

Байка четырнадцатая, книжная

В детстве я зачитывалась приключенческими книгами, могла долго смотреть на картины с пейзажами гор и даже мечтать не смела когда-либо побывать там. Но вот я взрослая и часто под ногами моими оказывается гора. Я хожу по снежным склонам и лесным тропам. Но на этом все не заканчивается. За последние пару месяцев я трижды оказывалась в книгах и картинах своего детства. Один раз гуляя по Кавказу из-за поворота на меня вышел маленький Балу. Именно тот, который через пару лет превратится в большого и мудрого медведя, который будет обучать Маугли премудростям жизни. Чуть позже, уже в другой части света, в других горах по дороге к Марди Химал, я попала в джунгли. И вдруг ощутила себя снова в книге Киплинга. Мне казалось, что прямо здесь и прямо сейчас он пишет своего «Маугли» и плавно вплетает меня в сюжет. Ещё один момент попадания в чей-то мир был на перевале Торонг Ла, когда выпал снег. Я смотрела на горы и мне казалось, что где-то совсем неподалеку сидит Николай Рерих и рисует свою картину. И я становлюсь частью всего этого.

Путешествуйте — возможно, это единственный способ попасть туда, куда, казалось бы, никогда попасть невозможно.

Картина

Если байки вам понравились – поставьте «лайк» внизу страницы или оставьте комментарий. Так мы будем знать, что нас читают и мы интересны!